Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общение людей – это и коммуникация, в том числе.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретированию: весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологической знания.
Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важные характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации [4, с. 95].
В обобщенном представлении процесс общения условно можно рассмотреть в трёх компонентах:
1) коммуникативный или информативный (обмен информацией);
2) интерактивный (взаимодействие субъектов общения);
3) перцептивный (взаимовосприятие субъектов общения), хотя эти компоненты взаимообусловлены (взаимосвязаны).
При этом они могут:
1) дополнять друг друга, например, при придании вербальной составляющей наглядности или наложении к основному содержанию иного информационного фона;
2) противоречить друг другу, например, передаваемые сведения приводят к разным результатам или правдивость содержательной (вербальной) части сведений не подтверждается неосознанными действиями (мимика, жесты, взгляд) собеседника, то есть сведения ложные;
3) придавать значимость, например, по разному воспринимаются сведения авторитетным руководителем и простым работников или написанные на обычном клочке бумаги сведения воспринимаются несколько в ином качестве, чем представленные на официальном бланке.
Целью данной работы является рассмотрение невербального общения личности и его влияния на деловые отношения.
1 Невербальное общение: сущность, общая характеристика. Мимика в общении
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и невербальный способ общения (язык тела). Проблема исследования невербального общения личности вытекает из практических навыков общения в современных условиях при использовании цифровых технологий.
Выделяют две проблемы понимания невербального общения [1, с. 12]. Во-первых, при невербальной коммуникации ставится вопрос об оправданности использования понятия «общение», так как оно происходит на подсознательном уровне. Некоторые специалисты, такие как Лабунская В.А., Морозов В.П. и др., считают допустимым использовать другое понятие – «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида. Во-вторых, во многих научных работах существует неопределенность в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст.
Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.
Невербальное поведение – это индивидуальная, конкретно-чувственная форма действий и поступков, передаваемых индивидом при помощи невербальных средств общения.
Невербальная коммуникация – система невербальных символов, знаков, кодов, используемых д
Фрагмент для ознакомления
3
1) Айсувакова Т. П., Дмитриев М. М. Теоретические основы взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения в межличностной коммуникации// ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК, 2019. 3 8. С. 12-14
2) Александров Н.А., Сидорина Т.В. Невербальные средства общения//ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Том Часть 1. Новосибирск, 2021. С. 10-12
3) Балыгина Е. А., Костянецкая О.Д. Круковская О. А. Феномен общения: социальный, педагогический, психологический аспекты// СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2019. № 2. С. 98-111
4) Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М.; Воронеж. 2020.
5) Жибинов В.Д. Влияние вербального имиджа преподавателя на восприятие информации студентом//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. В 3-х томах. Том 3. Красноярск, 2021. С. 1062-1065
6) Костянецкая О.Д. Значимость создания коммуникативных факторов в образовательном пространстве в интересах развития у обучающихся навыков жизнедеятельности в современном социуме и влияния на социальные процессы // Социальные отношения. – 2018. – No 2 (25). – С. 75-86.
7) Свенцицкий А. Л. Социальная психология. - Москва : Проспект, 2019
8) Экман П., Фризен У.В. Узнай лжеца по выражению лица; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2019. – 272 с.